Новости фонда » 2009 » Февраль » 14 » Быстрова Юлия Владимировна. О книге Владимира Чугунова "ГОРОДОК" (г. Городец)
Быстрова Юлия Владимировна. О книге Владимира Чугунова "ГОРОДОК" (г. Городец)
18:13
Творчество Владимира Чугунова, несомненно, является продолжением лучших традиций русской дореволюционной литературы. Его книги «Старец Зосима», «Деревенька», «Русские мальчики», «Городок» обладают важнейшими качествами нашей отечественной словесности – её православным миропониманием, религиозным характером отображения реальности. Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. В Православии, несущем в себе полноту Истины, обретаются единственно истинные критерии оценки всех явлений окружающей нас жизни. И всякого художника подстерегает грех искажения истины, если он отвергнет христианский подход к отображению мира. А в результате появляются такие творческие методы как: декаданс, постмодернизм. В постмодернизме совершается окончательный разрыв между душевным и телесным. Искусство постмодернизма, знаменующее собою один из тупиков секулярного искусства вообще, всё более настойчиво ограничивает себя вниманием к плотским проявлениям жизни. Можно сказать: постмодернистов истина уже не интересует. В результате мы видим какая «литература» заполняет полки книжных магазинов. Постмодернизм породил тошнотворную литературу, после которой возникает физиологическое желание вымыть с мылом руки. И радостно видеть, что книга Владимира Чугунова «Городок» является образцом той русской культуры, которая основана на почве Православия.

В первой главе книги - «Церемонова Заверниха» показано детство главного героя Миши Овчинникова. С первых же страниц перед нами раскрывается образ бабушки - Евпраксии Семеновны. Она предстает перед нами как носитель русской народной культуры, насквозь пронизанной токами христианской веры. Именно бабушка наставляла в вере маленького Мишу, делая это незаметно и ненавязчиво. Простым и доступным языком рассказывала она внуку о сотворении мира, изгнании Адама и Евы из рая, о Великом Потопе и Ноевом ковчеге спасения, а также другие библейские истории. Глубокий след оставили в душе мальчика эти бабушкины сказы. Еще бабушка любила рассказывать о своей девичьей жизни, о стародавних временах, когда все жили по церковному уставу. Мудрая бабушка говорила Мише: «И ты будь умненькай, бойся, внучек, пуще смерти греха, нет ничего его страшнее на свете». Другой важной истиной, заложенной бабушкой в душу мальчика, стало понятие о семье как ковчеге спасения. Она дает свой наказ внуку: «И ты строй, когда придет время, свой ковчег. В нем одном спасение.»
И мы видим, что пройдя сквозь годы юношеских ошибок и жизненных невзгод, всё же не растерял, но сберёг и сохранил Михаил в своем сердце память о Церемоновой Завернихе и бабушкиных сказах.
Вторая глава книги – «Таня» будет близка многим читателям. Кто из нас не переживал светлое чувство любви? Очень проникновенно рассказывает автор историю любви Миши Овчинникова и Тани.
Михаил переживает первые любовные томления. Автор показывает как зарождается любовь Миши и Тани – чистая и нежная. Но эта хрупкая гармония нарушается грехом. И герои чувствуют душевное смятение. Пропало то очарование, в котором находились Миша и Таня. Они страдают, они понимают, что произошло что-то непоправимое, и на душе появилась необычайная тяжесть. Как точно показано автором вхождение греха в душу человека
Любовь для Михаила день ото дня превращалась в муку. Он размышлял: «Ведь так солнечно, так хорошо все начиналось!... И на тебе: как падение в бездну – тот злополучный вечер… И что-то сразу ушло – раз и навсегда… Почему?» И тут в его сознании всплывает бабушкин наказ: «Бойся, пуще самой лютой смерти внучек греха, нет ничего тяжелее его на свете…» «Так неужели от него, от греха легла тогда чугунная тяжесть на сердце и все пошло наперекосяк, не так, и болело, и ныло, и ныло до сих пор?..»- понимает Михаил.
Но, несмотря на все недоумения и потери, Михаил и Таня сохранили чувства друг к другу, в которых звучала теперь пронзительная нотка печали о том, о чем хотелось бы забыть… Но была и радость обретенного долгим испытанием счастья.
Постепенно и непросто складывалась семейная жизнь Михаила и Татьяны. Были и горести и радости, учеба, работа, родительская забота о сыне и дочери. Жизнь текла своей обыденной чередой, пока с Таней не произошла перемена, в связи с обращением к Богу и благодаря духовному руководству батюшки, благочинного. На глазах Михаила происходит преображение Татьяны, по стопам матери твердо следовал и сын Алексей. Михаил Федорович с особым чувством наблюдал за чистыми и светлыми отношениями сына с его девушкой, которых познакомил благочинный. Ничего, казалось бы, общего с его жуткой историей с Таней. Что-то вроде потрясения испытал Михаил Федорович после речи благочинного на собрании руководства и интеллигенции. Живое слово батюшки всколыхнуло в нем глубокое чувство любви к своей малой родине, которое неразрывно было связано с чувством его любви к родителям, к Тане, к семье. И впервые в жизни у него появилось желание пойти в церковь.
По-другому складывается жизнь друга Михаила Федоровича – Олега Завернихина. Он уезжает в Москву. Там он заражается новыми идеями, погружается в политику, диссиденствует, что приводит его в психушку и тюрьму, как антисоветчика. Семейная жизнь Олега не складывается: его первая семья распалась. Вторая молодая жена со временем устала от его, вечно меняющихся, пространных рассуждений. Опять начались скандалы, возникло непонимание друг друга. И вдруг свершилось чудо: через батюшку, отца благочинного, Олег познакомился с матушкой Варварой, которая поставила его на твердую почву православной веры. Его молодая жена и росший балбесом сын вдруг сами стали ходить в церковь, а Олег однажды признался другу: «Видишь, как странно получилось: я всю жизнь боролся – и в итоге ни с чем. Ты сидел, можно сказать, сложа руки, а сохранил главное – семью, любовь, счастье… Больше всего теперь жалею, что ничего подобного в моей жизни не произошло».
Олег поднимает вопросы об образе Святой Руси, о русской идее, которая заключается в особой миссии русского народа как носителя и хранителя Православия. Олег, размышляя на эти темы, идет дальше – и духовную миссию Москвы как Третьего Рима переносит на малые города. « Патриархальность, если хотите, нигде так не чувствуется, как здесь в русской глубинке. В больших городах её давно уже нет…» «Семейные устои, теперь, конечно, везде сильно расшатаны, но здесь, в русской глубинке, в отличие от любого мегаполиса, возможностей для созидания семьи на прежних духовных началах гораздо больше». «Более того! Я убежден: будущее России – в развитии малых городов». Здесь, в провинциальном городке произошло внутреннее преображение Андрея, сына Олега, жены Лены, которая впервые в жизни исповедовалась и причастилась. У Олега появляется надежда: «А похоже, ничего еще не потеряно…»
В конце повествования главный герой, Михаил Овчинников, задается вопросом: «Что же для нас в жизни самое важное?» И понимает: «И потом, и всегда, и теперь он жил потому, что любил… Только теперь любовь как бы поднялась на новую ступень, обрела веру, а значит смысл и радость…»
В книге автор прослеживает жизненный путь и других героев, которые разными путями приходят к Богу. Нина Ивановна Овчинникова – мама Михаила, из школьного детства, через студенческую юность, по всей своей рабочей школьной жизни пронесла в себе веру в это безусловно приближающееся всеобщее коммунистическое счастье!... Тревога за сына привела её в первые в церковь. И вот она, учительница, бывшая активная комсомолка, член партии, впервые, залепетала слова святых молитв… Только сейчас на старости лет, она начинала понимать, что душа её всегда искала и жаждала только Бога. И Бог хранил её с самого детства.
Наташа, подруга молодости Михаила, постоянно вводившая его в искусительные соблазны, прошла сложный путь от легкомысленной девушки до монахини Ангелины.
Порфирий Евграфович – старообрядец, фронтовик, который всю жизнь думал о Боге, о вере, о путях истины, к концу жизни пришел к Православию. Большое влияние на этот его выбор оказали встречи и беседы с Погостинским батюшкой.
Очень важен в книге образ батюшки, отца благочинного, человека и светски, и духовно образованного. Порфирий Евфграфович, Михаил, Таня, их дети, Олег, Лена, Андрей… ни для кого из них встреча с благочинным не прошла бесследно. Встреча с этим батюшкой и в моей жизни сыграла решающую роль: благодаря ему я стала православным человеком.
Книга «Городок» многоплановая и поднимает много вопросов и тем. В канву повествования органично включены размышления об истории России, о роли человека в этой истории, о связи и взаимодействии Православия и государственности. В книге затрагиваются проблемы современного общества, культуры, искусства, молодёжи. Но я рассмотрела лишь одну тему, на мой взгляд, основную – это тема семьи, веры, пути к Богу. Мне кажется, что автор очень точно сконцентрировал в эпиграфе основную идею книги – «Адам, где ты?» (Бытие). Как Адама после грехопадения Бог ищет и вопрошает «Где ты?», а тот прячется и не желает встречи с Ним, так и сейчас Бог ждёт всех нас, вопрошает: «Люди, где вы?», а мы?!...

Просмотров: 2284 | Добавил: Vladimir


Используются технологии uCoz
Copyright «Родное пепелище» © 2017